Постановка диагноза задержки развития речи зависит от возраста ребенка. Задержка речевого развития у детей 2–2,5 лет — не всегда повод для беспокойства, она может указывать на индивидуальные темпы развития. Но если к этому возрасту ребенок совсем не говорит или его словарный запас меньше 50 слов, то родителям рекомендуется обратиться к педиатру или детскому неврологу для консультации. Если врач диагностирует ЗРР, то подберет план лечения, включающий занятия с логопедом, психологом и другими специалистами.
У детей 3 лет речевые навыки обычно развиты достаточно хорошо. Ребенок может без ошибок строить предложения из 3–4 слов. На возможную задержку речевого развития в этом возрасте может указывать бедный словарный запас (до 1000 слов), трудности с произношением звуков, проблемы с построением предложений и пониманием речи.
О возможной задержке речевого развития у детей 4 лет свидетельствуют такие признаки:
- отсутствие речи;
- использование только простых слов или фраз;
- ограниченное применение грамматических форм;
- трудности с пониманием речи других людей;
- отсутствие жестов и мимики для общения.
В 4 года ребенок может не только строить сложные предложения, но и рассуждать, пересказывать и придумывать простые истории.
Когда ставят задержку речевого развития 5-летним детям:
- при словарном запасе менее 2000 слов;
- неправильном произношении звуков;
- использовании в речи только простых предложений;
- непонимании чужой речи.
В норме у детей 5 лет хорошо развиты речевые навыки, и дальше идет этап совершенствования речи.
- У детей 6 и 7 лет диагноз «задержка речевого развития» обычно уточняют другим, более информативным.