Close
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт. Подробнее.
Понятно

Задержка речевого развития: симптомы и лечение

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) — это особенность развития, при которой речевые навыки ребенка существенно отстают от возрастной нормы. Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставят детям до 5–6 лет лет, когда имеется надежда на доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем. Задержка может проявляться в виде замедленного развития речи, частичного или полного ее отсутствия.
Задержка речевого развития — это не приговор, а сигнал о том, что ребёнку нужна понятная система поддержки. Важно вовремя заметить особенности речевого развития и организовать среду: тогда речь и связанные с ней навыки будут нарастать предсказуемее. Ниже — структурированный материал: определение, причины, патогенез, симптомы, диагностика, подходы лечения, профилактика.

Определение болезни

В клинической практике задержка речевого развития (часто говорят «ЗРР» или «ЗПРР») — это нарушение темпа и качества формирования речи по сравнению с возрастной нормой. Ребёнок позже начинает говорить, хуже использует жесты и речивые шаблоны, труднее осваивает звуко‑буквенные соответствия и грамматику. Формулировка всегда устанавливается специалистом при учёте данных анамнеза, наблюдения и результатов скринингов. Для понимания динамики описывают общий уровень развития у детей, поведение, мотивацию, сопутствующие особенности сенсорной обработки и внимания.

Виды задержек речевого развития

Причины задержки речевого развития могут быть как биологическими (например, недоразвитие мозга), так и психологическими или социальными (недостаток общения, стрессы).
Задержка речевого развития, связанная с функциональными нарушениями. Возникает из-за неблагоприятных условий воспитания (педагогической запущенности) и тяжелых соматических заболеваний, которые препятствуют нормальной социализации и обучению ребенка, но не связаны с нарушением ЦНС. Часто эти проблемы вызваны не столько анатомическими, сколько психологическими и социально-бытовыми факторами.
Задержка речевого развития, вызванная дефектами органического происхождения (органического поражения ЦНС). Может быть результатом нарушенного функционирования частично поврежденных структур или структур, функционально с ними связанных, то есть результатом поражения мозга. Встречаются 2 вида таких задержек:
  • Алалия. Полное или частичное отсутствие речи при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. Ребенок понимает обращение к нему, но не говорит или использует ограниченный набор слов. Это связано с органическими повреждениями речевых зон мозга, что затрудняет формирование или понимание речи.
  • Дизартрия. Проблемы с произношением звуков из-за недостаточной иннервации (нервной проводимости) мышц, которые участвуют в речи, например, языка и губ. У ребенка может быть нечеткая, смазанная речь, трудности с произношением звуков, требующих тонкой координации. Это происходит при повреждениях центральной нервной системы.

Причины ЗРР

В психологии до сих пор нет единого ответа на вопрос, почему у ребенка возникает задержка речевого развития. Она может быть обусловлена различными факторами, которые делятся на 3 основные группы: биологические, психологические и социальные.
Биологические причины задержки речевого развития:
  • Патологии центральной нервной системы — ДЦП, травмы головного мозга, энцефалит и другие повреждения, полученные в младенчестве и раннем детстве, которые влияют на моторные навыки, необходимые для произношения звуков и фраз.
  • Нарушения слуха или зрения. Из-за сложностей с восприятием и обработкой речи может возникнуть задержка.
  • Задержка психического развития. Детям с ЗПР сложно усваивать и применять речевые навыки.
  • Тяжелые соматические заболевания, которые препятствуют нормальной социализации и обучению ребенка, но не связаны с нарушением ЦНС: например, тяжелые пороки сердца — ребенку запрещена любая физическая нагрузка и посещение детских образовательных организаций, из-за чего резко ограничен круг общения.
  • Родовые травмы, недоношенность и инфекции, перенесенные в пренатальный период.
Психологические причины:
  • Неблагоприятная психологическая обстановка в семье — проблемы с речевым развитием у ребенка могут возникнуть из-за стресса и тревоги.
  • Отсутствие общения со сверстниками.
  • Недостаток стимуляции речи со стороны взрослых.
  • Пребывание в условиях изоляции и связанная с этим социальная депривация (неудовлетворение потребности в общении).
Социальные причины, например социально-экономический статус семьи. Дети из неблагополучных семей могут иметь ограниченный доступ к обучению, что может привести к задержке речевого развития.
Важно отметить, что причины задержки темпов речевого развития у детей могут быть комплексными и сочетать в себе несколько факторов.
Особенности речевого развития ограничивают ребенка в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Из-за этого может появиться страх общения и проблемы с социализацией, поэтому важно как можно раньше начать психокоррекционную работу.

Симптомы задержки речевого развития

Симптомы ЗРР могут различаться в зависимости от возраста ребенка и степени выраженности нарушения. Общие признаки задержки:
  • Отсутствие или позднее появление первых слов.
  • Отставание в развитии фразовой речи.
  • Недостаточное обогащение речи ребенка новыми словами и предложениями.
  • Нарушение грамматического строя речи, например, неправильное образование множественного числа, неверное использование времен.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Наличие ошибок в артикуляции.
  • Отсутствие или нарушение понимания речи.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Классификация отражает разнообразие профилей у детей. Выделяют задержку общего речевого развития, фонетико‑фонематические трудности, специфическое расстройство развития речи (SLD), смешанные варианты при возрастной незрелости внимания и моторики. По стадиям условно ориентируются на ведущие задачи: ранний запуск общения и жестов; первые слова и двухсловные конструкции; фразовая речь и грамматика; связные высказывания и учебные навыки.

Осложнения задержки речевого развития

Без поддержки повышается риск вторичных последствий: учебные проблемы (чтение, письмо), сниженная мотивация говорить, социальная неуверенность, трудности в игре и кооперации, эмоциональная утомляемость. Чем дольше сохраняется отставание, тем больше напряжения у семьи и педагога. При ранней помощи вероятность стойких осложнений ниже, а качество жизни выше.

Диагностика задержки речевого развития

Постановка диагноза задержки развития речи зависит от возраста ребенка. Задержка речевого развития у детей 2–2,5 лет — не всегда повод для беспокойства, она может указывать на индивидуальные темпы развития. Но если к этому возрасту ребенок совсем не говорит или его словарный запас меньше 50 слов, то родителям рекомендуется обратиться к педиатру или детскому неврологу для консультации. Если врач диагностирует ЗРР, то подберет план лечения, включающий занятия с логопедом, психологом и другими специалистами.
У детей 3 лет речевые навыки обычно развиты достаточно хорошо. Ребенок может без ошибок строить предложения из 3–4 слов. На возможную задержку речевого развития в этом возрасте может указывать бедный словарный запас (до 1000 слов), трудности с произношением звуков, проблемы с построением предложений и пониманием речи.
О возможной задержке речевого развития у детей 4 лет свидетельствуют такие признаки:
  • отсутствие речи;
  • использование только простых слов или фраз;
  • ограниченное применение грамматических форм;
  • трудности с пониманием речи других людей;
  • отсутствие жестов и мимики для общения.
В 4 года ребенок может не только строить сложные предложения, но и рассуждать, пересказывать и придумывать простые истории.
Когда ставят задержку речевого развития 5-летним детям:
  • при словарном запасе менее 2000 слов;
  • неправильном произношении звуков;
  • использовании в речи только простых предложений;
  • непонимании чужой речи.
В норме у детей 5 лет хорошо развиты речевые навыки, и дальше идет этап совершенствования речи.
  • У детей 6 и 7 лет диагноз «задержка речевого развития» обычно уточняют другим, более информативным.

Лечение задержки речевого развития

Лечение ЗРР у детей включает комплексный подход, ориентированный на индивидуальные потребности каждого ребёнка.
  1. Логопедические занятия — развитие различных аспектов речевого процесса: произношения звуков, расширения словарного запаса, улучшения грамматических навыков и обучения правильной артикуляции.
  2. Занятия с педагогом-дефектологом проводятся в тех случаях, когда ребенок недостаточно понимает речь, или имеет отставание в интеллектуальной сфере.
  3. Физиотерапия - транскраниальная микрополяризация (ТКМП), СМТ и.т.д.
  4. Логопедический массаж, миофасциальный массаж, массаж речевых зон и ШВЗ — помогает стимулировать развитие речи за счёт улучшения поступления крови к артикуляционным зонам и укрепления мышц.
  5. Нейропсихологические и психологические методы работы, включая классическую нейрокоррекцию, сенсорную интеграцию, когнитивные тренировки, и многие другие практики, имеющие научное подтверждение.
  6. Иппотерапия — эти метод стимулируют развитие речевых зон и интеллектуальных центров головного мозга.
  7. Адаптивная и/или лечебная физическая культура - научно-доказанный метод коррекции, улучшение концентрации внимания. Установлена связь между развитием речи и развитием моторных навыков и моторного контроля у всех детей (развитие когнитивных функций всегда связано с развитием моторики).
  8. БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребёнок учится регулировать свою активность и поведение. С помощью датчиков ребёнок видит на экране сигнал своего тела и в игре учится удерживать внимание, замедлять дыхание, успокаивать гиперактивный «двигательный мотор». Метод включается в программу как дополнение, если это уместно для возраста.
  9. Гидрокинезиотерапия при ЗРР - Положительное психоэмоциональное воздействие. Вода оказывает расслабляющее действие, снимает стресс, улучшает настроение и самочувствие, повышает веру ребенка в свои силы. Улучшение речевых функций.Влажная и теплая среда бассейна создает благоприятные условия для голосового аппарата. Расслабление мышц облегчает речевое произношение, а упражнения могут способствовать укреплению мышц, участвующих в речевом процессе.
  10. Также многочисленными исследованиями доказан лечебный эффект акупунктуры (иглоукалывания). Китайская терапия в западной медицине используется сравнительно недавно (несколько десятилетий), но уже зарекомендовала себя как действенный метод в лечении различных заболеваний.

Профилактика и прогноз при задержке речевого развития у детей

Прогноз благоприятнее при раннем обращении, регулярной практике и участии семьи. Что важно каждый день: совместные дела с комментированием, чтение вслух, «разговорные» игры, ограничение экранного фона, внимательное отношение к возрастным задачам. У детей с биологическими факторами риска план поддержки более длительный, но принципы те же: структура, повторяемость, мотивация, доброжелательная обратная связь.
Домашние ориентиры для родителей
— ежедневно читать вслух и обсуждать сюжет/картинки;
— проговаривать бытовые шаги («моем руки», «режем яблоко»), вовлекая ребёнка в диалог; 
— играть в «попробуй скажи» через ролевые сцены, а не через «допрос»; 
— использовать короткие инструкции и визуальные подсказки; 
— тренировать слуховое внимание: хлопки, ритмы, простые повторения; 
— хвалить за усилие и конкретный навык, а не «вообще молодец».
Важно помнить
— Задержка речевого развития — это про поддержку, а не про «виноватого».
— Нужны не «чудо‑упражнения», а системность и роль семьи.
— Специалист работает с задачами здесь‑и‑сейчас, а не с абстрактным «идеалом».
— Регулярная практика по данным наблюдений даёт лучший прогноз.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Записаться на прием и задать вопрос вы можете по телефону или оставив заявку на сайте