- Нарушения произношения отдельных звуков
- Невнятная речь, «каша во рту»
- Ребенок путает слова, пропускает, «глотает» слоги, звуки
- Наблюдается систематическое слюнотечение не связанное с прорезыванием зубов
- Затруднено жевание и глотание, ребенок давится едой
- Гнусавость голоса
- Нарушения мышечного тонуса органов артикуляции, привычка держать рот открытым
Ребенок первого года жизни не гулит, отсутствует лепетная речь, постоянно дышит ртом при отсутствии ЛОР диагнозов, нарушены рефлексы новорожденных.
Ребенок 2-3 лет не говорит вовсе, даже если понимает обращенную к нему речь, или его словарь составляет около 7-10 простых слов.
Ребенок 3 лет стабильно пропускает звуки, слоги, постоянно заменяет один звук другим, недоговаривает слово целиком, говорит на «своем языке», затрудняется взаимодействовать со сверстниками, предпочитает молчать, затрудняется в понимании обращенной к нему речи близких.
Ребенок 4-5 лет говорит на уровне своих 3-х лет. Ему сложно высказаться о каких-либо событиях, описать картинку, с трудом понимает обращенную к нему развернутую речь.
Ребенок 6-7 лет с трудом осваивает азбуку, затрудняется или избегает изобразить что-либо на бумаге, словарный запас отстает от лексики сверстников, продолжаются стойкие нарушения произнесения отдельных звуков
Если течение беременности мамы осложнялось токсикозом, инфекциями, родовой асфиксией, развитие речи находится в зоне риска. В таких случаях на ранних этапах необходим осмотр на предмет состояния тонуса мышц органов, отвечающих за речь. Возможно, профилактические и коррекционные мероприятия понадобятся уже на первом году жизни малыша.