Close
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт. Подробнее.
Понятно

Аутизм у детей: признаки, причины, диагностика и помощь

Аутизм, или расстройство аутистического спектра, представляет собой комплексное неврологическое состояние, которое проявляется в раннем детстве и оказывает влияние на социальное взаимодействие, коммуникативные навыки и поведенческую гибкость.

Признаки аутизма у детей могут варьироваться, но часто включают затруднения в установлении контакта глаз, повторяющиеся действия и ограниченные интересы. Особенности расстройства аутистического спектра также могут проявляться через необычные реакции на сенсорные воздействия и трудности с изменениями в привычной среде или распорядке дня.

Аутизм нельзя определить через один-единственный симптом или поведение, поскольку он представляет собой широкий спектр состояний с индивидуальными проявлениями. Определение точных причин аутизма продолжает оставаться предметом научных исследований, хотя существует консенсус о том, что это состояние возникает из-за комбинации генетических и окружающих факторов.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий.
Что важно?
  • эти общие черты проявляются во ВСЕХ СИТУАЦИЯХ жизни ребенка (не только в детском саду, к примеру, но и в песочнице);
  • они могут отличаться по степени выраженности (один ребенок может уметь говорить, а другой нет);
  • в большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни (в международных источниках есть данные о том, что по ряду признаков РАС может заподозрить уже в 1 год при внимательном обследовании);
  • наблюдается отставание и задержка в развитии разных психических функций и социально-коммуникативных навыков.
Аутизм – это не болезнь в традиционном понимании, а разновидность развития, которая требует понимания и подхода, отличного от лечения болезней. Раннее выявление признаков аутизма и своевременная поддержка могут значительно улучшить качество жизни детей и их семей. Симптомы аутизма у детей могут проявляться в различных формах и интенсивности, что делает важным индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его уникальных потребностей и способностей.

Определение расстройства аутистического спектра (РАС)

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это неврологическое и развивающееся состояние, которое проявляется в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Особенности расстройства аутистического спектра включают в себя трудности в социальном взаимодействии, ограниченные интересы и повторяющееся поведение.

Хотя признаки аутизма у детей могут варьироваться, общими являются задержки в развитии речи и невербальной коммуникации. Аутизм симптомы у детей могут проявляться по-разному, что делает диагностику и подходы к лечению индивидуальными. Классификация и спектр аутизма подчеркивают, что РАС не является единым состоянием, а скорее серией пересекающихся состояний с различной степенью тяжести. Признаки аутизма могут быть легкими, умеренными или тяжелыми, и каждый человек с РАС обладает уникальным набором способностей и проблем. Это разнообразие проявлений аутизма приводит к тому, что РАС иногда называют "спектром", подчеркивая широту различий между людьми с этим диагнозом.

Отличие РАС от других неврологических расстройств заключается в уникальном сочетании симптомов и особенностей поведения. В отличие от некоторых других расстройств, РАС не всегда сопровождается когнитивным ущербом и может проявляться в высокофункциональных индивидах с нормальным или высоким уровнем интеллекта. Тем не менее, люди с РАС могут столкнуться с серьезными проблемами в социальной адаптации и самостоятельной жизни, что требует специализированной поддержки и вмешательства. Образовательные программы для детей с РАС должны быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Важными компонентами являются:
  • Индивидуальные образовательные планы, которые учитывают уникальные сильные стороны и слабости ребенка.
  • Инклюзивное образование и адаптация учебных программ для обеспечения доступа к обучению вместе с нейротипичными сверстниками.
  • Технологии и учебные пособия для детей с аутизмом, которые помогают в обучении и коммуникации.
  • Программы развития социальных навыков и интеграции в общество для улучшения взаимодействия с другими.
Такой подход способствует социализации и развитию коммуникативных навыков, а также вовлечению в общественную жизнь и досуг. Поддержка самостоятельности и самообслуживания является ключевым элементом, который помогает улучшить перспективы и качество жизни людей с РАС.

Признаки аутизма у детей

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, он поздно садится, не проявляет эмоций при общении с родителями, не интересуется игрушками, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу сигналам относят:
  • в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;
  • в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;
  • в 18 месяцев — нетипичное поведение во время игр, непонимание речи или отказ от диалога;
  • в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: ребёнок не повторяет за взрослым, не общается во время игры, медленно накапливает словарный запас.
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее, например только научился произносить несколько слов, но потом вообще перестали разговаривать. В таком случае говорят о регрессивном аутизме. Также эту форму называют процессуальным, или органическим, аутизмом. В основном она возникает в 15-30 месяцев, может развиваться как медленно, так и быстро. После такого аутизма навыки долго не развиваются, возникает период «застоя». Чтобы быстро справиться с проблемой, важно вовремя обратиться к врачу.
В целом для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

Особенности поведения при РАС

Особенности расстройства аутистического спектра включают в себя ряд проблем с социальным взаимодействием, которые могут проявляться в разном возрасте.

Признаки аутизма у детей часто включают затруднения в установлении эмоционального контакта, такие как избегание зрительного контакта или неспособность правильно интерпретировать невербальные сигналы. Дети с РАС могут показывать ограниченный интерес к сверстникам и предпочитают играть в одиночку, а также испытывают трудности в развитии дружеских отношений, что часто становится причиной социальной изоляции. В сфере коммуникативных навыков аутизма симптомы проявляются через необычное использование языка, включая задержку развития речи или отсутствие речи вообще.

Дети с РАС могут повторять чужие слова или фразы (эхолалия), использовать речь не по назначению или говорить монотонным голосом. Кроме того, они могут принимать буквально фигуральные выражения и не понимать шуток или иронии, что затрудняет нормальное общение и взаимопонимание с другими людьми.

Повторяющиеся и стереотипные действия также являются ключевыми признаками РАС. Эти действия могут включать:
  • Постоянное раскачивание тела или кручение пальцев;
  • Упорядочивание предметов в строгой последовательности;
  • Повторение одних и тех же действий или ритуалов;
  • Привязанность к определённым предметам или игрушкам.

Такие действия могут служить способом самоуспокоения или реакцией на стресс и изменения в окружающей среде. Стереотипные действия могут быть настолько важны для ребёнка, что любое отклонение от привычных ритуалов вызывает у него сильное беспокойство или даже кризисы.

Понимание особенностей поведения при расстройстве аутистического спектра помогает родителям и специалистам лучше подходить к воспитанию и обучению детей с РАС. Своевременное и адекватное вмешательство может значительно улучшить качество жизни детей и их семей, помогая им развивать навыки социального взаимодействия и коммуникации, а также управлять повторяющимися поведенческими паттернами.

Физиологические и эмоциональные особенности РАС

Одной из ключевых особенностей расстройства аутистического спектра является повышенная чувствительность к стимулам. Люди с РАС могут исключительно остро реагировать на различные внешние раздражители, такие как звуки, свет, запахи или ощущение ткани одежды на коже. Эта особенность может приводить к перегрузке, когда обычная среда становится невыносимо интенсивной. Симптомы такой чувствительности могут значительно различаться от человека к человеку, что делает важным индивидуальный подход в лечении и адаптации повседневной жизни.

Проблемы с моторикой и координацией также являются частыми признаками аутизма у детей. Расстройства моторной функции могут проявляться в виде неуклюжести, трудностей с выполнением задач, требующих тонкой моторики, или задержек в развитии основных двигательных навыков.

Ребенок с РАС может испытывать затруднения при ходьбе, беге или игре в мяч, что часто становится причиной фрустрации и социальной изоляции. Поддержка специалистов, таких как физиотерапевты и логопеды, может помочь улучшить моторные навыки и повысить качество жизни.

Эмоциональная реактивность и регуляция - важные аспекты в понимании причины аутизма у детей. Дети с РАС могут проявлять интенсивные эмоциональные вспышки или, наоборот, казаться отстраненными и равнодушными. Трудности в понимании и выражении собственных эмоций могут привести к поведенческим проблемам и конфликтам в общении с окружающими.

Важно, чтобы родители и учителя знали о способах помощи в развитии навыков эмоциональной регуляции, что может включать в себя терапию поведения, социальные истории и визуальные поддержки для лучшего понимания и управления эмоциями.

Когнитивные аспекты аутизма

Одним из ключевых признаков аутизма у детей являются особенности восприятия и обработки информации. Дети с расстройствами аутистического спектра часто испытывают трудности с фильтрацией сенсорных стимулов, что может приводить к перегрузке и стрессу. Например, они могут чрезвычайно остро реагировать на звуки, свет или прикосновения, иногда не замечая при этом другие важные сигналы из окружающей среды. Эти особенности сенсорной обработки могут существенно влиять на способность ребенка учиться и взаимодействовать с окружающими.

Проблемы с вниманием и концентрацией также являются характерными симптомами аутизма. Дети с данным расстройством могут испытывать затруднения при попытках сосредоточиться на чем-то одном, особенно если задача не соответствует их интересам. Однако, в то же время, они могут проявлять высокую степень концентрации и внимания к деталям в областях, которые их увлекают, что иногда называют "гиперфокусом". Баланс между поддержанием концентрации и избеганием перегрузки является важным аспектом обучения и развития детей с аутизмом.

В обучении у детей с расстройствами аутистического спектра есть как сильные, так и слабые стороны. Сильные стороны могут включать:
  • Высокий уровень внимания к деталям в интересующих их областях.
  • Хорошая память на факты и информацию, связанную с их увлечениями.
  • Способность к быстрому обучению в тех случаях, когда материал представлен в интересующем их формате.
Однако, слабые стороны могут охватывать трудности с абстрактным мышлением, проблемы с социальным взаимодействием в учебной среде и борьба с неструктурированными задачами. Для родителей и учителей важно понимать эти особенности, чтобы адаптировать подходы к обучению и обеспечить поддержку, необходимую для успешного образования и развития ребенка с аутизмом.

Причины возникновения аутизма

Аутизм — это сложное неврологическое расстройство, которое проявляется в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Генетические факторы играют значительную роль в развитии аутизма. Научные исследования показывают, что определенные генетические мутации могут увеличивать риск возникновения признаков расстройства аутистического спектра. Кроме того, если в семье уже есть ребенок с аутизмом, вероятность появления аутизма у следующих детей значительно возрастает. Это подтверждает тот факт, что генетические факторы имеют весомое значение при возникновении аутизма.

Окружающая среда и внешние воздействия также могут способствовать развитию аутизма. В частности, исследования указывают на возможную связь между определенными факторами внешней среды, такими как воздействие токсичных веществ, осложнения во время беременности и родах, а также экстремальные социальные условия, с увеличением риска возникновения признаков аутизма у детей.

Однако важно понимать, что окружающая среда сама по себе не является определяющим фактором, а лишь может увеличивать предрасположенность, уже заложенную на генетическом уровне. В наиболее вероятной гипотезе, причиной аутизма является комбинация генетических и экологических факторов. Это означает, что у некоторых детей может быть генетическая предрасположенность к аутизму, которая активируется под влиянием определенных внешних условий. Сложное взаимодействие между генами и факторами окружающей среды может привести к развитию особенностей расстройства аутистического спектра. Поэтому для понимания природы аутизма важно учитывать как индивидуальные генетические особенности, так и влияние внешней среды на развитие ребенка.

Осложнения аутизма

Среди осложнений РАС можно выделить следующие:
  • Нарушения поведения, самоповреждения. Из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.
  • Нарушения в когнитивной сфере. У большинства детей с РАС в той или иной степени наблюдается снижение интеллекта (за исключением синдрома Аспергера). Степень снижения интеллекта варьируется от неравномерной задержки интеллектуального развития до тяжёлой умственной отсталости. В течение всей жизни могут сохраняться речевые нарушения от простого своеобразия речи до тяжёлого недоразвития или полного отсутствия. Из-за этого становится сложно получить образование и устроиться на работу.
  • Невротические симптомы. У многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.
  • Судорожные приступы. Примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.
  • Нарушения пищеварения. Из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычек при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.
  • Проблемы с диагностикой других заболеваний. Высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.
  • Социальная дезадаптация. С раннего возраста дети с РАС испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Во взрослом возрасте только 4–12 % людей с РАС готовы к самостоятельной, независимой жизни, 80 % продолжают жить с родителями под их опекой, либо же попадают в психо-неврологические интернаты после смерти родителей.

Диагностика РАС

Раннее выявление аутизма играет ключевую роль в развитии ребенка и его адаптации к социальной среде. Методы раннего выявления аутизма включают наблюдение за поведением ребенка и отслеживание его развития. Важно обращать внимание на такие признаки аутизма у детей, как отсутствие контакта глаз, задержки в разговорном развитии и ограниченные интересы. Родители и педиатры должны быть осведомлены о симптомах расстройства аутистического спектра, чтобы в случае обнаружения подозрительных особенностей незамедлительно обращаться за профессиональной помощью.

Стандартизированные тесты и шкалы оценки являются неотъемлемой частью процесса диагностики РАС. Среди них – Инвентаризационный опросник аутизма, Шкала оценки аутизма у детей (CARS) и ADOS (шкала наблюдения за аутизмом). Эти инструменты позволяют специалистам получить объективные данные о наличии и степени выраженности признаков расстройства аутистического спектра. Важно, чтобы оценка проводилась квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы с детьми, имеющими РАС.

В первую очередь, мы должны установить не только тип расстройства аутистического спектра, но и его и подтип. Каждый ребенок с РАС очень индивидуален, и даже дети с одним подтипом РАС могут иметь множество индивидуальных особенностей. Для диагностики подтипа РАС и определения коррекционного маршрута мы проводим углубленную диагностику и консилиум по каждому пациенту после прохождения всех диагностик перед началом коррекции:
  • нейропсихологическая диагностика (с 2 лет);
  • патопсихологическая диагностика (с 4-5 лет);
  • логопедическая диагностика (с 6 месяцев);
  • дефектологическая диагностика (с 6 месяцев);
  • консультация невролога;
  • консультация и постоянное сопровождение врача физической и реабилитационной медицины;
  • консультация психиатра (как правило, с 3-х лет);
  • тест Векслера (при необходимости, обычно у школьников).

Влияние РАС на семью

Эмоциональное воздействие на родителей, выявивших признаки аутизма у своего ребенка, может быть огромным. Осознание того, что их ребенок имеет особенности аутистического спектра, может вызвать широкий спектр чувств: от шока и отрицания до грусти и тревоги. Родители могут переживать стресс из-за неопределенности будущего своего ребенка и потребности в постоянной поддержке и уходе. Также они могут чувствовать изоляцию от общества и даже вину, задаваясь вопросами о причинах возникновения аутизма у их ребенка. Для многих семей это становится переломным моментом, требующим значительной адаптации к новой жизненной реальности.

Стратегии поддержки для семей с детьми-аутистами включают в себя ряд мер, направленных на облегчение их бытовой и эмоциональной нагрузки. Важно, чтобы родители имели доступ к информации о болезни и о том, как эффективно взаимодействовать со своим ребенком. Кроме того, родительские группы поддержки и консультации с психологами могут помочь справиться с эмоциональными трудностями.

Важным является также обучение родителей техникам поведенческой терапии, чтобы они могли стимулировать развитие своего ребенка в домашних условиях. Следующие меры могут быть полезными:
  • Посещение специализированных образовательных программ и тренингов.
  • Использование услуг респитной помощи для временного облегчения ухода за ребенком.
  • Взаимодействие с другими семьями, столкнувшимися с аналогичными вызовами.
Социальные ресурсы и помощь семьям, столкнувшимся с РАС, являются критически важными. Во многих странах существуют государственные и некоммерческие организации, предоставляющие услуги и поддержку семьям с аутизмом у детей. Это может включать финансовую помощь, доступ к образовательным программам и терапии, а также юридическую поддержку. Такие ресурсы могут значительно облегчить бремя, с которым сталкиваются семьи, и помочь им найти путь к более полноценной и счастливой жизни. Наличие сильной сети поддержки и доступ к качественным услугам может сделать большую разницу в жизни семей, столкнувшихся с аутизмом это.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Записаться на прием и задать вопрос вы можете по телефону или оставив заявку на сайте